Заказ на головной корабль серии "Пожарский" (контракт от 21 октября
1864 г.) был передан известному английскому подрядчику К. Митчелю,
уже зарекомендовавшему себя успешным переоборудованием для
броненосного судостроения верфи "Галерный островок" и постройкой
на ней плавучей батареи "Не тронь меня" и монитора "Смерч". Именно
здесь 18 ноября 1864 г. и началось строительство первого "железного
броненосного судна большого ранга" по несколько измененному проекту -
ширина с броней увеличена для повышения остойчивости до 14,94 м,
осадка -до 5,64 м, нарицательная мощность механизмов с 450 л. с.
возросла в проекте до 600 л. с., а водоизмещение - до 4137 т.
Вооружение должно было составить восемь 300-фунтовых (229-мм) орудий
в закрытой батарее. Толщина вертикального киля по спецификации - 15,9 мм,
наружных и внутренних листов горизонтального киля - 25,4 и 19 мм,
наружной обшивки - от 15,9 до 17 мм. 193 плиты 114-мм брони Ижорского
завода (масса около 615 т) должны были крепиться на 457-мм подкладке
из двух слоев индийского тика, который разрешалось выписать из-за
границы. Машины и котлы заказывались на заводе Берда. Спуск назначался
не позднее августа 1866 г., а окончательное приготовление к службе -
к июню 1867 г. Наблюдающим за постройкой был корабельный инженер
штабс-капитан А. Ф. Соболев.
Неизбежные в тот переходный период изменения и усовершенствования
в ходе постройки (одно лишь артиллерийское вооружение с соответствующей
переделкой подкреплений, орудийных портов и погребов боеприпасов
менялось несколько раз) задержали спуск на целый год - до 31 августа
1867 г. К началу 1867 г., когда корабль уже назывался "Князь Пожарский"
и числился в ранге броненосных фрегатов, была составлена новая
спецификация, учитывавшая все изменения, вносившиеся при постройке.
В ходе достройки усилили бронирование (оно достигло массы 652 т)
за счет введения дополнительного листового и профильного железа
(114 т) между тиковой подкладкой (216 т). Подкрепили по образцу
"Первенца" железные трубчатые мачты, добавили два кормовых 210-кг якоря
и боевую рубку массой 76 т, что вызвало новые изменения в нагрузке и
общем расположении корабля. Вместо задерживавшихся изготовлением новых
229-мм нарезных орудий, учитывая предстоящее крейсерское назначение
корабля, установили восемь 203-мм орудий в каземате и два 152-мм орудия
в оконечностях на поворотных платформах, позволявших вести непрерывный
действенный огонь при преследованиях и отходе.
|