В мае 1878 г. "Князь Пожарский" вновь отправился в Средиземное море для
продолжения службы в роли станционера (корабль, находящийся "на станции" -
на стоянке в иностранном порту обычно в распоряжении дипломатического
представительства) при посольстве в Пирее, откуда совершал походы в порты
Греции, Италии, Франции. В апреле 1880 г. фрегат ушел на Дальний Восток.
Предполагалось оставить корабль в составе Сибирской флотилии, но в сентябре
1881 г. он покинул Владивосток и вернулся в Пирей, а спустя год "Князь
Пожарский" бросил якорь на Кронштадтском рейде, совершив чуть ли не самое
длительное в русском флоте, более чем четырехлетнее заграничное плавание.
За 51 месяц фрегат прошел 40 900 миль, из них 8163 - под парусами; под
парами проведено 188 дней, машины находились в действии 5213 ч, общий
расход угля составил 16 300 т, Продолжительное океанское плавание
явилось серьезной проверкой надежности и эффективности корабельных систем
и механизмов, всей боевой техники. Стала очевидной необходимость перехода
от ручных штурвалов к механическим рулевым приводам - на переходе в
1880 г. в Аравийском море у о. Сокотра корабль с трудом удерживался во
время шторма на курсе усилиями шести рулевых. Подтвердилась необходимость
совершенствования боевого электрического освещения (прожекторов).
Неудобства тогдашнего способа постановки корабельных мин заграждения с
использованием плотов и стрел уже в то время пробудили изобретательскую
мысль мо-лодого минного офицера фрегата мичмана В. А. Степанова
(впоследствии автор проекта первого в мире надводного минного заградителя).
Износившаяся цинковая обшивка корпуса была заменена при доковании в
Нагасаки, однако продолжавшееся обрастание во время длительного плавания
в южных широтах и выход из строя одного из котлов вместе с перегрузкой
явились причиной снижения полной скорости до 9,76 уз.
|