После проведения ряда работ по усовершенствованию устройств и механизмов
"Князь Пожарский" стал флагманским кораблем практической эскадры Балтийского
моря. В 1885 г. его командиром был назначен капитан 1 ранга С. О. Макаров,
с именем которого связано использование на этом фрегате ряда важных
технических новшеств. Еще в 70-е годы XIX в. в соответствии с
разрабатывавшимися Макаровым (тогда еще мичманом) основными принципами
обеспечения непотопляемости на корабле был установлен первый образец
водоотливной системы с магистральной трубой, а в 1885 г. по указанию
Степана Осиповича изготовлен пластырь для заделки больших таранных
пробоин. Макаров успешно испытал на своем корабле разработанное им
приспособление для стрельбы в штормовых условиях с закрытыми орудийными
портами из относительно низко расположенной центральной батареи.
В 1887 г. на фрегате заменили котлы. К 1890 г. из старой артиллерии на
его вооружении остались лишь две 203-мм, две 152-мм и четыре 87-мм пушки.
Взамен снятых появились два более скорострельных 64-мм орудия системы
Барановского (они же десантные с колесными лафетами), две 47-мм и
пять 37-мм пятиствольных револьверных пушки Гочкисса, одна 37-мм для
установки на марсах, а затем два надводных торпедных аппарата.
Из крупных орудий на корабле к 1904 г. осталось лишь одно давно
устаревшее 152-мм на деревянном станке.
По классификации 1892 г. "Князь Пожарский", плававший в отряде морского
кадетского корпуса, относился к крейсерам 1 ранга, однако он уже не
имел серьезного боевого значения; не осуществились и проекты его
капитального обновления. В период бурного развития техники ему оставалась
роль учебного корабля, в класс которых он официально перешел в 1906 г.
Три года спустя вместе с монитором "Смерч" крейсер становится блокшивом,
а в 1911 г. исключается из списков флота.
|