Созданием фрегата "Память Азова" Россия продолжила развитие собственного типа
броненосного крейсера по образцу
"Владимира Мономаха".
В проекте, разработанном
Балтийским заводом в октябре 1885 г., бронирование, состав артиллерии и схема ее
расположения соответствовали типу
"Дмитрия Донского",
значительно увеличенное соотношение длины (115 м) к ширине (15,2 м) принималось по примеру
"Адмирала Корнилова" для обеспечения более высокой (до 18 уз) скорости, водоизмещение
увеличивалось до 6000 т. В ходе переделок по требованиям Морского министерства в
феврале 1886 г. от одновинтового варианта вернулись к первоначальному двухвинтовому,
а вместо паровых машин двойного расширения адмирал И. А. Шестаков потребовал применить
машины тройного расширения, но обязательно горизонтальные. Это, однако, могло
вызвать увеличение ширины корабля, и во избежание переделок проекта и задержки
в строительстве корпуса адмирал согласился применить более компактные
вертикальные машины при условии обеспечения их защиты броней. Проект нового
для Балтийского завода типа вертикальных машин тройного расширения
(мощность 4000 л. с.) разрабатывался в Англии под наблюдением
штабс-капитана Ф. Я. Поречкина. Работами по постройке корпуса руководил корабельный
инженер Балтийского завода Н. Е. Титов, наблюдал за постройкой П. Е. Андрущенко.
Работы по корпусу начались 4 марта 1886 г., 12 июля состоялась официальная
закладка корабля. Свое название "Память Азова" он получил 27 июня в честь парусного
70-пушечного линейного корабля "Азов", первым в русском флоте удостоенного
Георгиевского флага за исключительную доблесть в Наваринском бою 8 октября 1827 г.
Название "Память Азова" и Георгиевский флаг до него носили в русском флоте два
74-пушечных линейных корабля, построенных в Архангельске в 1831 и 1848 гг.
Новый "полуброненосный фрегат" стал первым паровым броненосным кораблем с Георгиевскими
отличиями. Предусматривалось особенно богатое, сложное и красочное носовое украшение:
орден Св. Георгия и ленты с бантами, императорская корона, лавровый венок и пальмовые
ветви. Эскиз украшения разработал летом 1887 г. известный художник-маринист, член
Академии художеств А.П. Боголюбов.
Спуск на воду первого броненосного Георгиевского корабля был приурочен к 200-летию
спуска Петром I ботика — "дедушки русского флота"; торжества состоялись в полдень
20 мая 1888 г. Спусковое водоизмещение составляло 2795 т.
|