Проектирование и начало постройки


Созданием фрегата "Память Азова" Россия продолжила развитие собственного типа броненосного крейсера по образцу "Владимира Мономаха". В проекте, разработанном Балтийским заводом в октябре 1885 г., бронирование, состав артиллерии и схема ее расположения соответствовали типу "Дмитрия Донского", значительно увеличенное соотношение длины (115 м) к ширине (15,2 м) принималось по примеру "Адмирала Корнилова" для обеспечения более высокой (до 18 уз) скорости, водоизмещение увеличивалось до 6000 т. В ходе переделок по требованиям Морского министерства в феврале 1886 г. от одновинтового варианта вернулись к первоначальному двухвинтовому, а вместо паровых машин двойного расширения адмирал И. А. Шестаков потребовал применить машины тройного расширения, но обязательно горизонтальные. Это, однако, могло вызвать увеличение ширины корабля, и во избежание переделок проекта и задержки в строительстве корпуса адмирал согласился применить более компактные вертикальные машины при условии обеспечения их защиты броней. Проект нового для Балтийского завода типа вертикальных машин тройного расширения (мощность 4000 л. с.) разрабатывался в Англии под наблюдением штабс-капитана Ф. Я. Поречкина. Работами по постройке корпуса руководил корабельный инженер Балтийского завода Н. Е. Титов, наблюдал за постройкой П. Е. Андрущенко.

Работы по корпусу начались 4 марта 1886 г., 12 июля состоялась официальная закладка корабля. Свое название "Память Азова" он получил 27 июня в честь парусного 70-пушечного линейного корабля "Азов", первым в русском флоте удостоенного Георгиевского флага за исключительную доблесть в Наваринском бою 8 октября 1827 г. Название "Память Азова" и Георгиевский флаг до него носили в русском флоте два 74-пушечных линейных корабля, построенных в Архангельске в 1831 и 1848 гг. Новый "полуброненосный фрегат" стал первым паровым броненосным кораблем с Георгиевскими отличиями. Предусматривалось особенно богатое, сложное и красочное носовое украшение: орден Св. Георгия и ленты с бантами, императорская корона, лавровый венок и пальмовые ветви. Эскиз украшения разработал летом 1887 г. известный художник-маринист, член Академии художеств А.П. Боголюбов.

Спуск на воду первого броненосного Георгиевского корабля был приурочен к 200-летию спуска Петром I ботика — "дедушки русского флота"; торжества состоялись в полдень 20 мая 1888 г. Спусковое водоизмещение составляло 2795 т.




Составление © Copyright 1998 ТО "Ретро-Флот"
WWW-дизайн © Copyright 1997,98 АО "Мультимедиа техника"


Система обмена баннерами