Конструкция и технические характеристики


Неоднократные изменения в проекте из-за усовершенствований, усиления вооружения и т. п. приводили к неизбежным задержкам постройки, сдачи и перегрузке корабля. Особенно много хлопот доставило восстановление непрерывности двойного дна, нарушенной из-за несогласованности с корпусом чертежей машинных фундаментов, разрабатывавшихся в Англии. В результате, согласно журналу МТК от 4 октября 1886 г., водоизмещение вместо 6000 т по проекту достигло 6230 т. Броневая палуба вместо 0,61 м над ватерлинией отстояла от нее лишь на 0,45 м и уже при крене 3-4° оказывалась ниже горизонта воды. Несмотря на протесты Балтийского завода против перегрузки, грозившей потерей скорости и уменьшением остойчивости, для улучшения условий обитаемости обшили деревом (массой 8 т) борта в помещении батарейной палубы, установили шпиль в кормовой части верхней палубы и стальные рубки для гальванических приборов стрельбы из орудий (3,3 т). По просьбе командира фрегата капитана 1 ранга Н. Н. Ломена для уменьшения рыскливости и лучшего хода под ветер фок-мачту предлагалось передвинуть на 5 м в нос и добавить парусное вооружение — фор-стеньги-стаксель. Диаметр стальных фок- и грот-мачт с 737 мм увеличивался до 813 мм. Значительная потеря скорости вследствие обрастания подводных частей брони на фрегатах "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской" послужила причиной для разработки инженером П. Е. Андрущенко по указанию МТК чертежей обшивки деревом и медью брони на крейсере "Память Азова". Эта новая работа обошлась в 34,5 тыс. руб.

В марте 1889 г. МТК одобрил установку на крейсере боевой рубки со стенками и крышей из двух слоев стальных листов суммарной толщиной 37 мм и массой 8,7 т. Деревянную рубку командира и штурманского офицера расположили на верхней палубе, между передней дымовой трубой и вентиляторными кожухами. Кроме того, установили вспомогательный котел Бельвиля (16 т), сетевое заграждение (26 т), на 25 т вырастала масса возросшего экипажа с багажом и более чем на 34 т — минного вооружения. Вероятно, поэтому в ноябре 1887 г. кормовую 152-мм пушку заменили скорострельной 47-мм; планировалось снять и носовую 152-мм пушку, уменьшив массу артиллерии и боезапаса с 381 до 353 т. Окончательно вооружение корабля составили два 203-мм (стальные щиты толщиной 25,4 мм) и тринадцать 152-мм орудий, две 64-мм пушки Барановского, семь 47-мм скорострельных одноствольных "тяжелых" и восемь 37-мм пятиствольных (револьверных) пушек Гочкисса, а также — два бортовых поворотных и один кормовой неподвижный аппараты для торпед образца 1886 г, два минных катера с аппаратами для торпед образца 1880 г., два паровых катера, каждый с аппаратом для метания мин (или с двумя шестовыми минами), 40 сфероконических мин — для их постановки на ходу служили кормовые стрелы.

При меньшем водоизмещении русский крейсер по сравнению с предлагавшимся тогда аналогичным кораблем по английскому проекту превосходил его по мощности механизмов при естественной и форсированной тягах (8500 и 11500 против 5800 и 8600 л. с.) и соответствующих им скоростях (17,25 и более 18 против 15,5 и 17 уз). Более чем вдвое больший имел "Память Азова" и запас угля (1150 т). Другие характеристики крейсера были следующие: наибольшая длина корпуса 117,42 м (по ватерлинии 115,21 м), ширина с деревянной и медной обшивками поверх брони 15,56 м, толщина наружной обшивки стального корпуса: килевого пояса (из двух слоев) 14,3 и 12,7; первого от киля пояса 14,3, остальных 12,3 мм; броня жилой палубы над машинами и котлами состояла из двух слоев суммарной толщиной 57, нижней палубы в носовой части и над крюйт-камерами 37, в кормовой части 64 мм.

Две главные паровые машины — первые в русском флоте вертикальные тройного расширения — постройки Балтийского завода, имели мощность по 4250 л. с. Четырехлопастные гребные винты имели диаметр 5,26 м. Шесть главных паровых двойных огнетрубных котлов (длина 4,95 м, диаметр 4,6 м, толщина стенок 37 мм) на рабочее давление 9,1 кг/кв.см изготовили также балтийцы. Два вспомогательных котла (один огнетрубный, другой водотрубный Бельвиля) размещались в жилой палубе и предназначались для приведения в действие вспомогательных механизмов, в том числе паровых рулевой и шпилевой машин. Водоотливные насосы и эжекторы, сообщавшиеся с проходившей от 9 до 169-го шп. магистральной трубой диаметром 368 мм, имели суммарную производительность 1550 т/ч. Четыре динамомашины обеспечивали боевое (четыре прожектора) и палубное электрическое освещение (около 410 ламп напряжением 60 В). Площадь парусов трех мачт составляла 2100 кв.м. Кроме минных и паровых катеров предусматривалось еще два 20-весельных баркаса, 16-весельный рабочий и 14-весельный легкие катера, два 6-весельных вельбота (спасательный и капитанский) и два 6-весельных яла. Полная масса двух становых якорей адмиралтейского типа составляла 4,88 и 4,72 т, запасного — 3,95 т, стоп-анкера 1,0 т, верпов 312—464 кг. Две железные якорь-цепи калибром 57 мм имели длину по 278 мм (масса 18,8 т); запасная цепь — 185, швартовная — 93 м.

8 ноября 1889 г. завершилась установка машин и котлов. Корабль перешел в Кронштадт, где состоялись предварительные испытания. С 16 мая по 12 июня 1890 г. исправляли обшивку, меняли гребные винты, готовили крейсер к дальнему плаванию. В отделке и оборудовании помещений широко применялись ценные породы дерева (красное, ореховое, тиковое) и особого рода планировка кают для наследника престола и его свиты, которые должны были совершать плавание на крейсере. Более чем в 78000 руб. серебром обошлись эти работы. Ввиду предстоявших "исключительно паровых переходов" на крейсере прибавили специальные тенты на шканцы, ют, шкафут и все мостики для защиты от дождя и летящей из дымовых труб сажи. Уже в пути устанавливали дополнительные электрические вентиляторы. В Англии приобрели батарею аккумуляторов и в запас около 700 ламп накаливания, провели дополнительное освещение на верхней палубе.

В числе мер для уменьшения перегрузки корабля, достигшей уже 800 т, решили отправить пароходом во Владивосток многие предметы снабжения, запасов и вооружения, в том числе два 152-мм орудия, 40 мин с частью якорей, сетевое заграждение, ряд парусов и т. д. В итоге водоизмещение к моменту ухода из Кронштадта составляло 6420 т, а среднее углубление 7,3 м; при этом верхняя кромка броневого пояса отстояла от ватерлинии на 0,15 м. Метацентрическая высота при этих условиях по опыту кренования 19 июля 1890 г. достигала 0,87 м. На испытаниях при мощности механизмов 5715 л. с. крейсер развил скорость 16,8 уз.




Составление © Copyright 1998 ТО "Ретро-Флот"
WWW-дизайн © Copyright 1997,98 АО "Мультимедиа техника"


Система обмена баннерами