На переходе в Пирей вместе с
"Владимиром Мономахом"
"Память Азова" обнаружил "вялость качки". Для повышения остойчивости по ходатайству
командующего отрядом контр-адмирала
Басаргина решили снять и оставить на берегу вместе с шлюпбалками оба минных катера.
Еще до этого (на пути от Плимута до Мальты) перегруженный фрегат благополучно
выдержал шторм; никаких повреждений по корпусу не обнаружилось, а потери ограничились
смытыми носовыми украшениями (его впоследствии заменили более простым накладным) и
клеенкой настила с балкона. "Вообще фрегат оказался крепок и обладает довольно
хорошими мореходными качествами в полном грузу, но все-таки короток для форсирования
большой океанской волны", — написал командир корабля капитан 1 ранга Н. Н. Ломен.
"Превосходно, безостановочно и при всяком состоянии моря" действовали на крейсере главные
машины производства Балтийского завода; они ни разу не потребовали остановки в
девятисуточном переходе от Плимута до Мальты и в течение 16 ч при половине
работавших котлов уверенно выдерживали 14-узловую скорость.
На обратном пути с Дальнего Востока летом 1892 г. крейсер под парусами держался
хорошо, крен был "умеренный, качка спокойная, руль ходил прямо". Но ни приемлемой
скорости, ни лавировки паруса при их малой площади и большой длине корабля обеспечить
уже не могли; отказ от этого тяжеловесного и явно не оправдывавшего себя вспомогательного
движителя был предрешен. Обратный путь на запад "Память Азова" проделал большей
частью под парами. По пути на Балтику "Память Азова" в сентябре 1892 г. в Кадисе
(Испания) принял участие в международных торжествах в честь 400-летия открытия Америки.
16 октября корабль прибыл в Кронштадт. Предполагалось, что после почти трехлетних
плаваний на крейсере будет проведен зимний ремонт с переборкой главных машин, а затем
весной он присоединится к эскадре Атлантического океана, отправившейся в США на
торжества по случаю Всемирной колумбовской выставки в Чикаго, посвященной 400-летию
открытия Америки. Но ремонт затянулся, и крейсерская эскадра
("Дмитрий Донской", "Рында", "Генерал-Адмирал")
ушла из Кронштадта в Нью-Йорк весной 1893 г. без фрегата "Память Азова".
В числе других работ на крейсере установили дополнительный "опреснитель-кипятильник" и
дистиллятор для пополнения главных котлов питательной водой, сняли шесть машинок для
выгрузки мусора из кочегарок, расходовавших непомерно много пара, и вспомогательный
котел Бельвиля, не обеспечивавший подачи пара к двум требовавшимся для освещения
динамомашинам. Сняли и некоторые другие предметы оборудования. Но одновременно на 35 т
увеличили массу боеприпасов. В итоге осадка уменьшилась всего на 5 см. 21 августа
1893 г. корабль вышел в новое заграничное плавание и, соединившись с эскадрой
Атлантического океана, участвовал в известном визите русского флота в Тулон,
содействовавшем упрочению складывавшегося в те годы русско-французского союза. Почти
весь 1894 г. "Память Азова" находился в составе средиземноморского отряда, а в конце
ноября отправился на Дальний Восток; в сложных штормовых условиях, с поочередной
буксировкой он обеспечивал переход через Индийский океан шедших вместе с ним
400-тонных минных крейсеров "Всадник" и "Гайдамак".
 |
В апреле 1895 г. на "Памяти Азова" держал свой флаг вице-адмирал С. П. Тыртов —
командующий русскими соединенными эскадрами Тихого океана и Средиземного моря,
собравшимися в порту Чифу ввиду опасности разрыва отношений с Японией. На кораблях
эскадры проводилось тогда опытное маскировочное окрашивание. Фрегат, окрашенный под
тон местности в "несколько розоватый серый цвет, не только ночью, но и вечером и рано
утром совершенно сливался с морем". В январе 1898 г. "Память Азова" под флагом начальника
эскадры Тихого океана в сопровождении крейсера
"Рюрик"
прибыл в Порт-Артур. Здесь тогда решался вопрос о целесообразности использования этого
порта в качестве главной базы Русского флота на Тихом океане. В период осеннего ремонта
1898 г. во Владивостоке рангоут на крейсере значительно облегчили, стеньги укоротили, а
реи оставили только на фок-мачте. Совершив несколько походов из Порт-Артура в Нагасаки,
во Владивосток и обратно, крейсер пробыл еще год на Дальнем Востоке, отправившись к
европейским берегам России через Индийский океан и Суэцкий канал в октябре 1899 г.
Весной следующего года корабль вернулся на Балтику из своего последнего заграничного плавания.
|